Chhwe (chhwe) wrote,
Chhwe
chhwe

Category:

БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ ВОДКА

...Наоборот, критики Шеллинга, указывая на ошибку Кеплера, противопоставляют ее ошибке Гегеля, полагая, что последняя только прикрывает ошибку первого и возводит её в принцип.

«Напрасно, — писал Шеллинг, — не называют Гегеля естествоиспытателем, потому что он использовал природу для своих философских спекуляций. Поэтому интересно было бы бросить мимоходом такой взгляд на всю историю его мысли. Чтобы доказать, что можно заменить метафизику спекуляцией, как это делают некоторые философы, достаточно того, что он одним ударом уничтожает раз навсегда всё то, что является её главным содержанием. Только спекуляцией можно заменить философское понятие "относительность", которая существует только в восприятии людей. Именно этой философской спекуляцией и пользуется Гегель, снимая скорлупу с целого. Не остается ничего, кроме самой скорлупы, нет ни зёрен, ни стеблей, нет стеблей, есть пустые скорлупы; и так как нет никакого постоянного места, из которого производилась бы эта пена, мы должны заключить, что не существует и никакого прошлого, настоящего и будущего. Может ли быть что-нибудь более противоречивое? Если я доказываю, что от Платона нет никакого исторического знания, я говорю, что Платона не было, а значит, и идеи Платона не существует. Если я говорю, что Платон был, а значит, и идея Платона есть, то мы доходим до второго принципа, который у Гегеля заключен в "Contrat Social". Это такой лозунг, который и не лозунг вовсе, а непреложная и окончательная мысль Гегеля о "некоей внешней действительности". Доходим мы и до третьего принципа, который гегелевская логика выводит из второго принципа. Это — идеал действительного в его бытии, или точнее говоря — третий принцип этого лозунга».

Идеал действительного и в бытии, и в самой действительности возникает не из логики Гегеля. Он сам в себе содержит логику Гегеля, потому что идеальное Бытие рождает идеальное же Бытие в каждом чувствующем существе. Чем совершенней осуществляются идеалы действительного, тем совершенней становятся и соответствующие идеалы существенного. Поэтому идеальной действительностью, даже и совершенной, можно назвать только то, чего нельзя отнять у нее при жизни. Так, по мнению Гегеля, нельзя свести социализм к какой-нибудь абстрактной концепции рационального, абстрактного и расчудесного идеала.

Социализм, пишет Гегель, возникает не из стремления воплотить в реальности идеальный коммунистический идеал, но из стремления ввести в жизнь конкретный и единственный, пусть и несовершенный, образец этого идеала. Именно этот принцип определяет своеобразие теории Маркса.

Скрепингтон, март 2001. С.-Петербург. "Неприкосновенный запас".
Tags: луноход-3, прохныч
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments