Chhwe (chhwe) wrote,
Chhwe
chhwe

Categories:
Прекрасное, очень сочное интервью моего коллеги, реактивного социолога Дмитрия Рогозенда, да ещё на самую животрепещущую тему: "Общество и ковидло".

Рогозенд: Нужно сказать, что о духовной культуре общества судят по его внешнему виду. По существующим в обществе представлениям о красоте. Но в реальности все гораздо сложнее. Вы знаете, почему именно в России сложилось такое общественное сознание?

Бибиси: Нет.

Рогозенд: Потому что люди, которые им руководили, свято верили, что каждая новая формация, или система, в которой они живут, в той или иной степени является ответвлением большой исторической эволюции. Это общее для всех народов стремление понять, кто они и откуда пришли. И именно эти устремления, переплетенные с мистическим романтизмом, были характерной чертой русской культуры с семнадцатого по восемнадцатый века. По большому счету, это был русский ответ на движение Запада к утопии. Восточная история — это история объединения Европы под властью единого правителя, стремившегося избавиться от всех противоречий, существовавших между Востоком и Западом. А русская культура — это культура жизни, пронизанная метафизическими течениями, каждое из которых появилось из-за наличия противостояния православия и католичества.

Бибиси: Нет ли в недавнем плохом самочувствии известного поциэнта эксцентричности, вызванной алкоголем?

Рогозенд: Отнюдь. Ему просто нужен антидепрессант, чтобы он не слишком переживал. Как правило, алкоголь в наше время убивает воображение. Люди стали мельче, каждый мыслит конкретными категориями. Так что и здесь всё в порядке. Я слышал, что скепсис не спасает даже в набитом под завязку салоне. Здесь к вопросу о скепсисе очень близко подошел Леонардо да Винчи — тот самый, который писал «Богиню милосердия Каннон»: «Знаете, о чём я думаю иногда? О том, что, возможно, всё происходящее со мной сейчас не что иное, как возмездие. Ибо, когда я гляжу в небо, мне кажется, что оно следит за каждым моим движением и именно оно решает, что со мной произойдёт».

Бибиси: Кажется, эта мысль становится чем-то вроде религиозной философии. Какие ещё религии свидетельствуют о наличии у вас склонности к мистицизму?

Рогозенд: Я, по правде сказать, не слишком силен в церковных вопросах. Больше времени посвящаю индуизму. Моя концепция «мартини-брэнда» изначально зиждется на этих принципах. Любой бренд – это своего рода молитва. А молитва и есть мой бизнес. Как сказано у Омара Хайяма: «Ты много сил потратил на свой брэнд, о неверный. Что дальше? Ишак теперь есть, надо о сыне заботиться». Здесь необходимо знать, о чем говорит сердце. Это очевидно.

Бибиси: А какая Ваша оценка дзенского дискурса? Ведь значение каждого из них выходит далеко за пределы Вашей профессиональной сферы. В Индии много учителей дзен, сэнсэи тоже есть. Они ведь не разделяют Вашу позицию?

Рогозенд: Нет, они слишком ленивы, чтобы кого-то обсуждать. Да и зачем? Между нами лежит огромная пропасть. Но я не вижу ничего зазорного в том, чтобы высказать несколько своих мыслей в диалоге. Дело не в словах. В буддийской литературе сказано: «Слушатель не важен». Я мог бы вам дать пояснения.

Бибиси: Пожалуйста. А сэнсэи в Индии тоже продвинутые бизнесмены? Может быть, у них всё так же, как у нас? Может быть, вы раскроете немного тайны?

Рогозенд
: Нет. Сэнсэи здесь ни при чем. Они знают, как достигать самадхи, и наслаждаются тем же самым. Но это не относится к Дзен-буддизму. Шаматхи — тоже очень глубокое учение. Сэнсэи ведь не философствуют в прямом смысле слова. У них нет другого способа выразить что-либо. Такова их особенность. Они говорят немного. Но это вовсе не означает, что они не согласны с собеседником. Они используют изречения других мастеров. В нашей общине даже нет человека, который не побывал бы у них на занятиях. Это очень интересные и поучительные люди.

Бибиси: Большое спасибо. У нас еще есть вопрос. Может быть, всё-таки буддизм и Дзен несовместимы? По-моему, вот так: буддизм — это добро, а Дзэн — зло.

Рогозенд: Безусловно, два этих учения не имеют друг к другу отношения. Но они иногда встречаются в разных областях. Например, в Африке. Есть ли разница в их понимании? Люди скажут, что есть. Но это не так. На самом деле, они ни в чем не расходятся. Просто это разные аспекты одного и того же явления. Поэтому, скажем, если у вас есть на стене три изображения Будды, а на стене всего два, и вы спросите своего соседа, какое изображение Будды он признаёт, то разница между ними совершенно несущественна. Хоть одно изображение Будды будет истинно, хоть другое — ложно. У них один и тот же взгляд. Вот у нас есть тут рисунок на стене. Там изображен император, и на нем ни одной морщины. Нет только дырки. А с другой стороны этот император похож на дебила. В чём разница? Понятно, что в символе, потому что это буддизм, и с ним всегда связано отрицание страданий.

Бибиси: ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПУТИН! Он кажется таким же добрым, как все мы.

Рогозенд: Совершенно правильно. Вы задали правильный вопрос. Но у буддизма, с моей точки зрения, есть много аспектов. Например, мы можем говорить о Пустоте. Существует ли она? Она существует. Это и есть реальность. А что она такое? Я вам скажу.

Бибиси: ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПУТИН! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПУТИН! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПУТИН! ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Да вот ты и сам видишь. ТОЛЬКО ПУТИН ТОЛЬКО ПУТИН!!! И больше ничего! А всё остальное — иллюзия.
Tags: viburnum, луноход-3, органы-неорганы, прохныч
Subscribe

Posts from This Journal “луноход-3” Tag

  • (no subject)

    «Искусственный интеллект — это не так называемый модный хайп, не престижное веяние, которое завтра-послезавтра выветрится, пройдет», — отметил…

  • Тим и Со

    — это ведь Голем и Честная Энни, сказал Максим. Он подзадержался, а она уже удрала.

  • Алая аура прото-Прохныча

    ... Иваныч помнил даже нулевые годы XXI века или как их называли — "лютые нулевые". Алексей с трудом верил в жестокие рассказы об этом времени.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments