Chhwe (chhwe) wrote,
Chhwe
chhwe

Categories:

Вопрос № 55

Так я слышал: однажды Максим сказал:

«Но нет, всё вышло, как всегда, хорошо. Но всё-таки надо с осторожностью относиться к подобным пророчествам. Никогда нельзя зарекаться. Это как у малых детей: один знает, что он говорит, а другой думает, что он говорит. Отсюда и всякие передряги, и всякие недоразумения. Так что на всякий случай лучше использовать для отчетности иную страну, где пророчества о России – это просто признак психического заболевания, специфически присущего всем авторам вроде Гоголя или Тургенева. Так что я вполне могу себе позволить такую парадоксальную рекомендацию: не следует быть ясновидящим и провидцем. Надо быть чуть загадочнее, чуть проще и чуть скромнее. И лучше всего к этой сермяжной философии относиться с юмором, как у Пушкина в известной шутке. Вот, скажем, знаменитая история про «народного поэта» и барина. Вызывает Пушкин народ, открывает книгу, и народу хочется понять, о чем это в ней речь? Пушкин смеется, а мужики его спрашивают: «А можно, ваше благородие, посмотреть?» Пушкина аж перекашивает. Вот это и есть простая ирония. Вот почему мне так понравилась мысль Толстого – «Народным поэтом» может быть любой, кроме «демократа» и «либерала». И такое уж в России всеобщее представление о том, что народ не любит «демократа» и не любит «либерала». Поэтому, если кто-то захочет побыть «народной душой» – это ему только на руку. Многие российские либералы, кстати, именно поэтому и преуспевают. В общем, дорога одна – играйте в кошки-мышки со своими генералами и графами, а к великим смыслам не приближайтесь. Ещё раз говорю – не делайте вашу жизнь сложнее и циничнее. И уж точно не надо про это писать в серьёзных книгах и выступать в серьёзных медиа. А то опять придете к какой-нибудь примитивной мысли, опять придется лезть в чемоданы, ловить такси и в третий раз за вечер объясняться по поводу своего «постижения». Впрочем, если вы уверены в собственной прозорливости, обязательно попробуйте ответить на вопрос «Кто такой Толстой?» или на такой же вопрос: «В чем смысл жизни Льва Толстого?» Думаю, ответ ясен.

Достоевский по вопросам смысла жизни и относительного, и абсолютного – самый непредсказуемый и непонятный человек в России. Чего только о нем не рассказывали. Но разве про него поймешь, что он думает на самом деле? Возможно, его путь познания истины был долог и тернист, но он прошел его до конца. Как и путь Пушкина, например. Но, разумеется, никто из современников Достоевского не знал даже подлинного смысла всего этого. Это сделал он сам, и сделал это в своем стиле. Некоторые даже утверждали, что его внутренний мир невыразим словами и что даже «Дни Турбиных» насквозь пронизаны его метафорами. Это, конечно, преувеличение. Но он действительно написал длинную книгу о смысле жизни, почти энциклопедию, которая полностью изменила взгляд на многие традиционные представления. Она называется «Идиот» – от немецкого слова «Intermediate», что означает «недостижимый». Однако я не думаю, что именно это было главной целью автора, ведь очень часто он даже не разъяснял своих взглядов на проблему, просто изображая своих персонажей то «силами зла», то «силами добра».

Славянские нации прошлого в этом смысле очень похожи. Они тоже жили в полной темноте, пытаясь решить загадки бытия с помощью божественных откровений, а потом совершенно не понимали, что это было – иллюзия или проекция тех же глубин души. Достоевский мог только догадываться об этом. Но именно в силу этого он создал свои книги. Конечно, его подход был прямо противоположен философскому: в этом случае мы имеем дело с позитивистским умозрением, в котором церковь признается не более чем ведущей надмирной силой. Кроме того, подчеркивая действенность божественной благодати, Достоевский тем самым стремился как бы донести до читателя мысль о том, что идея Божьей благодати есть для него единственное свидетельство истинности человеческих представлений о мире. А такая мысль – это условие самой истины. В подобном контексте божественный свет и божественная благодать действительно способны творить чудеса – но это только по одной причине: человек, который не верит в то, что так оно и есть, не в состоянии понять даже того, что именно он видит. Но в его душе должен быть человек, который верит. Достоевский как бы призывал на эту роль самого себя. В русском богоискательстве было два основных течения. Одно, прежде всего в среде русских интеллигентов, – в его работах появлялись слова, подобные словам у Спинозы. Демонстрируя силу святой веры, Достоевский ярко давал понять, что православие и протестантизм по существу одно и то же. Вместе с тем русский писатель отчетливо сознавал опасность впадения в демоническую гордыню и влияние мирового зла, которые могут вызвать у людей слабость духа. Поэтому в своих рассказах он позволял себе иногда как бы шутку на тему христианского смирения. Одна из таких историй – «Бесы» – получила название «Происшествие с тремя мертвыми девицами», где так или иначе обыгрывалась тема духовных поисков. Странный вид, который приобрело событие, рассказанное в «Бесах», поразил Достоевского. На многих страницах звучит мотив опасности, исходящей от наркотиков. В этом контексте под влиянием антидепрессантов у героини появилась уверенность, что она уже не в первый раз получает мистическое переживание, что это уже было с ней прежде. Так Достоевский создал характер, который несомненно мог привлечь Достоевского своей парадоксальностью и в конечном счете дьявольской привлекательностью. «Мертвые души» не были книгой прозы. Это была философская драма, но, чтобы превратить эту драму в философскую, нужно было нечто большее, чем философская концепция. Возможно, автор прежде всего старался донести до читателя, что именно может произойти с ним в будущем».

Комментарий Федора:

Апперцепция славянского вопроса в этом романе – еще одна черта «Карамазовых», подчеркивающая ее связь с традицией русской метафизики. Гоголь был подлинным провозвестником карамазовского миропонимания. В этом двойственном мире автор, обращаясь к новым персонажам, рассказывает их историю от первого лица, соединяя в рассказе свое понимание карамазовского взгляда на мир с тем, что думал сам о себе герой. И теперь Максим, вместо того чтобы ответить Мисиме в том смысле, что его концепция до некоторой степени сходна с концепцией Гоголя, заговорил о том, чего в себе не замечал сам, – он рассказал о собственной ауре, вспомнив легенду о Фаусте, которая напоминала ему о его языческом прошлом. Связь его карамазовской ауры с внешностью старшего лейтенанта Козлова дает основание сделать предположение о том, что метафорический дискурс, которым пользуется Гоголь, был распространен не только среди русских. Теперь мы увидим, что контакт Гоголя с карамазовским дискурсом может быть очень глубок – теперь мы увидим, как карамазовский дискурс, пронизывая русскую метафизику, соединяется с той метафизикой, которая сто лет назад соединялась с современной Гоголю идеологией. Федор Михайлович не только стал лицом России, и этот духовный знак отныне виден всем – не только в моем романе, но и в книге самого Федора Михайловича, название которой то и дело меняется в моих мыслях – будь то «Ничто» или «Ничто есть Бог». Самайя, которой предрекали великое будущее, неизбежно должна была коснуться карамазовской культуры. Как мы увидим дальше, это произошло – но в самую последнюю минуту. Лишь для русского ума карамазовское начало является началом, до которого, в конечном счете, доходит любая трагедия. Карамзин, которого Достоевский пародирует под видом Алёши Карамазова, сам вряд ли осознавал тот глубокий культурный подтекст, который он вкладывал в свои аллегории. Это, без всякого сомнения, осознавал Достоевский, который акцентирует не столько пафос, сколько смысл карамазовского нигилизма в той же мере, что и собственный – в литературной пародии.

Съезды КПСС, съезды союза писателей, съезды комсомола, наконец, съезды МВД и всех остальных силовых ведомств, называемых так по названиям различных силовых структур, как нельзя лучше способствуют развитию у людей веры в то, что власть все еще находится в их руках, и проявления антисемитизма не имеют ничего общего ни с каким умыслом. Со всеми этими съездами можно сравнить только митинги, где в 90-е годы рок-панк гремел с такой же силой, как сейчас грохочет Бейсбол или Мерседес, и к православному престолу многотысячными толпами шли истинно верующие. Во всех этих церемониях прослеживается одна общая черта – молодые люди, принадлежащие к самым разным слоям населения, в часы «просветления», по всей видимости, черпают из их атмосферы какую-то силу, запас знаний и уверенность, недоступную их многострадальным отцам, матерям, тётям, дядьям, бабкам, дедам, прабабкам и прадедам, смотрящим на них со стен пустых магазинов и молчаливо одобряющим это. Поэтому никакой трагедии в том, что тысячи молодых людей, вчерашних юношей и девушек, то ли заблудившихся в смутных тревогах современной жизни, то ли на короткое время выпавших из многовекового, но крепко спаянного круговорота дел и событий, оказываются как бы вне магического, подъяческого, антиглобалистского и прочего заговора и вынужденно врастают в эту жизнь, не наблюдается. Наоборот – похоже, что в этом смысле они выигрывают. Постзобализм и постскриптум, равно как и актуальное распространение негативной информационной составляющей музыки Окуджавы в последние годы, хорошо зарекомендовали себя в карательных акциях против собственных людей, явившихся прямо из детства или молодости, со связкой брелков «Laphroxy», бюлютней и марихуаной, – поэтому сейчас в стране нет смысла напрягаться по поводу чуждой нам ориентации масс. Максимум через полгода эта тенденция исчезнет. Почему – вопрос другой. Теперь уже и не спросишь… Если кого-то интересует, как живёт народ – читайте материалы в газете «Нью- Йорк Таймс» от 14 июня 2017 года. В этой передовице Трамп пишет, что благодаря усилиям государства, работающего на народ, торговля наркотиками, охранными фирмами и оружием с каждым днём находится в идеальном состоянии. Как говорится, был бы бизнес, а людей найдём. И находить будем. Для начала по Интернету, а там кто его знает… Важно другое – стало возможно совершенно свободное распространение наркотиков. И весьма дешёвое. Теперь всё зависит от бизнеса, грамотно ведущего торговлю. Далее Трамп рассказывает о факторе, который американцы во все времена боялись иметь в виду. Фактор скорости. Наш народ вовсе не готов ждать, а хочет уже сегодня, сейчас. Кто будет этим заниматься? БЛМ-щики? Или кто-то другой, кто не знает, как дальше жить? Мне кажется, ситуация складывается следующим образом. Бизнесмены и чиновники мало думают о России. Трамп так прямо и пишет: «никто в Вашингтоне даже не представлял, что происходит в российской экономике», хотя русская экономика, и мы об этом говорим, абсолютно недоступна для чтения из- за отсутствия сетевого доступа. Мало того, она абсолютно недоступна ни для внимания, ни для глубокого проникновения. Россия находится как бы в отдельно лежащем пространстве, по которому ездит роллс-ройс без пассажиров и без кондишена.

Нужна другая развязка, над которой можно с таким же усердием и цельностью размышлять, как я это делаю, обсуждая Путина. Знает ли Путин о постзобалистских тенденциях в российской экономике? Не знаю. Но думаю, что да.

Москва, Скрепль, декабрь 2006 г.

Формально это выступление будет напоминать речь перед избирателями кандидата в мэры. Главное, никакого запаса плавающих кавычек не будет. А с ними — я полностью согласен — с начала избирательной кампании была связана почти абсолютная неуверенность. Теперь, наконец, мы свободны от сомнений, и моя речь — это речь кандидата. Поэтому предлагаю во всем, что я говорю, не ошибаться, но и не скрывать от читателей самого главного.

Скрепль, Москва, 17 декабря 2006 г.


Я теперь вполне созрел для правки текстов. В некотором смысле эта правка станет главным этапом работы над моей новой книгой.

Федор Достоевский пишет: «Со временем бываешь готов только к одним вещам, которые делаются со страшным усилием воли». Отчасти это утверждение верно. Но не совсем.


ГАТХА

Самбон Тулку
в школе писал на доске:
«Классификация животных, демонов, существ».
Я это хорошо знал из лекций.
Поэтому не задавал классификационных
вопросов — а давал право делать их самому себе.


Признаю, что в свое время я был недостаточно
подготовлен к изучению основ марксистской философии.
В связи с этим я несколько упростил и без того
довольно бесхитростное учение основоположников.
Возможно, в будущем я изменю такую свою позицию.
Но об этом мы поговорим чуть ниже.
Сейчас не буду утомлять читателя длительным пересказом.


Я начал с восприятия книг, прочитанных
в советские времена. И результат
получился довольно интересный. Перед тем,
как я начну свою работу,
я расскажу несколько историй,
из которых вы можете почерпнуть
для себя всё, что нужно.


Нет, пожалуй, в них ничего такого, чего я не
узнал бы из уже вполне известных книг. Но,
увы, мой подход в таких вопросах несколько другой.
В моём
случае специалисты отдают должное одному из
самых легких путей, а я направляюсь по самому сложному.
И путь этот
начинается в прошлом. Ещё не став специалистом,
я уже имею некоторый опыт в освоении некоторых тем.

Скрепль, 23 марта 1990.
Tags: maxim, луноход-3, постзобализм, прохныч
Subscribe

Posts from This Journal “постзобализм” Tag

  • Апокрифический прохныч к предисловию Петьки

    По рукописи крестьянина Петра Семёновича. Первый день из собрания сочинений Максима Кривошеина. Вступительная статья Киклопа. («Свиния»)…

  • Пятый полуапокриф к апокрифическому краткому предисловию Блейса

    Сорок восемь классических вопросов по истории КПСС. Первый вопрос: почему победили сталинисты? Второй вопрос: что такое настоящая революция?…

  • Прохныч рецензирует новый роман

    В журнале «Роллинг Стоунз» вышла отличная длинная статья про самого знаменитого неандертальца. Автор назвал ее «Черный цвет смерти». Статья…

  • Конец постзобального лета

    Согласно учению Маркса, человек является высшей формой развития, в котором решающую роль играет не материальное превосходство или богатство, а те…

  • Прохныч к 101-му вопросу

    Да я и не уверен, что слышал Максима. Так он будто кашлянул. Мне вообще кажется, что в этом контексте мы могли бы говорить о важности моральной…

  • Скрепапахи на скребашнях Скремпля

    «Скреполковник скрепназа Скрепослав Скрепославич Скрепославленков за непослушание при аресте и исключении из партии исключен из рядов ВЛКСМ с…

  • Постпрохныч

    А во-вторых, он неплохо знал прижизненный литературный канон. Это чувствовалось в самых неожиданных случаях — например, в случаях, когда Охломонов…

  • Cкрепотака в скрепосфере

    ...Скрепонавты спокойно прошли в огромный круглый зал, освещённый неоновым светом. Здесь было несколько больших экранов, на которые снимались…

  • Скрепы Скрепославля

    Днём Скрепославль снова замирал в неподвижности, а потом что-то незримое подхватывало его своим невидимым телом, растраивало его на несколько метров…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments